В четверг приняла участие (слушала) вебинар о стандарте управления проектами Prince2, который проводил PM Expert, а в качестве докладчика выступал Андрей Викторов.
Вебинар был для меня интересен тем, что про Prince2 я знала только то, что такой стандарт существует. И более ничего.
Андрей Викторов коротко, но емко рассказал про стандарт, его особенности и некоторые отличия от всем известного PMBok.
Основные положения стандарта:
- проект основан на потребностях бизнеса
- 7 принципов
- 7 тем
- 7 процессов
- применимость в любой области
Первое отличие стандарта от других заключается в том, что к 4 стандартным ограничениям проекта (стоимость, сроки, содержание и качество) добавлены еще 2: риски и преимущества (benefits). Преимущества - это то, что мы получаем в ходе выполнения проекта и по его завершению. Причем не обязательно это преимущество в деньгах. Это может быть имидж, организационные бенефиты, оптимизированные процессы и т.п.
7 принципов стандарта:
- Постоянная оценка соответствия проекта потребностям бизнеса. Если вдруг потребность изменилась в ходе проекта - проект даже может быть закрыт, или пересмотрены его условия
- Учиться на опыте. Обязательно при старте проекта изучаются прошлые уроки. По окончании проекта заполняется журнал уроков
- Определенные роли и ответственности. В стандарте тщательно определены роли и разграничена их ответственность в рамках проекта. Выделены 4 уровня управления: Компания в целом или программа (тут заказчик), Стратегический (тут директор проектов, главный пользователь и главный поставщик), Менеджмент (тут РМ - ежедневное управление) и Выполнение (тут тим лиды и т.п., если они выделяются)
- Управление по фазам. Причем имеются ввиду управленческие фазы, а не технологические. Для завершения текущей фазы требуется обязательно составить план на следующую фазу
- Управление по отклонениям. Это очень интересный момент в стандарте. Для каждого уровня управления определяются рамки полномочий в виде отклонений. Например, выделен бюджет 100к, при этом обязательно задаются рамки, в которых РМ (если мы определяем рамки для этого уровня управления) может сам принимать решения, не обращаясь на уровень выше. Это могут быть например рамки +-5к, или -0+5к.
- Фокус на продуктах. В стандарте главными являются продукты, а не процессы (в отличие от PMBok). При этом управленческих продуктов (планы, отчеты и т.д.) это тоже касается. Еще одно отличие от PMBok в том, что в Prince2 вместо иерархической структуры работ создается иерархическая структура продуктов. Очень интересный подход на мой взгляд.
- Подгонка под среду проекта. Это конечно есть практически в любом стандарте - то, что процессы и продукты нужно подгонять под среду конкретного проекта (например, строительного и IT)
7 тем. Темы - это то, на чем нужно концентрироваться при управлении проектом.
- Соответствие потребностям бизнеса. На всем протяжении жизненного цикла проекта мы проверяем его соответствие потребностям бизнеса. При этом при старте проекта обязательно рассмотрение не менее 3-х альтернатив решения потребности бизнеса.
- Оргструктура проекта. Обязательно прописываются все роли и их распределение по людям. Даже если какой то человек потратит на проект всего 5% своего времени.
- Качество. Обеспечению качества в стандарте уделяется пристальное внимание.
- Планы. Различаются 3 вида планов. 1-й - стратегический, с низкой степенью детализации. Его создает директор проектов (роль стратегического уровня) и согласовывает обязательно с заказчиком (это может быть и внутренний заказчик). 2-й - делает РМ и согласовывает его с директором проектов (отдельный план на каждую фазу). 3-й (необязательный) - выполняется на уровне исполнения проекта, если там выделяются свои управляющие роли (тим лид и т.п.). Согласовывается с РМом.
- Риски. С рисками очень интересная ситуация в стандарте. Помимо стандартных параметров - влияние и вероятность - выделяется еще один параметр: близость риска. На мой взгляд это полезный параметр. Ведь если есть два высоковероятных и сильновлиятельных риска - на какой из них обращать больше внимания сейчас? Ответ и есть в этом параметре - близость риска. Если один из этих двух может произойти только через год, а второй - через неделю, то ответ очевиден каким из них двоих заниматься
- Изменения. Изменением считается только то, что вышло за рамки допустимых отклонений (об отклонениях и их рамках см.выше). То есть пока параметр не вышел за рамки (это не только бюджет, но и сроки, или даже содержание) - изменением это не считается.
- Отчетность и план/факт анализ (Progress). В стандарте предусмотрены шаблоны отчетности. Что также полезно для начинающих РМов. Отчетность идет снизу вверх - лиды отчитываются РМу, РМ - директору проекта, директор проекта - заказчику.
7 процессов. Подход Prince2 именно процессный. И процессы, включая шаги по ним, четко определены стандартом, что и делает его удобным для начинающих РМов. Фактически он описывает "делай раз, делай два, делай три", в отличие от PMBok, где во-первых идет акцент на инструменты, а во-вторых всё описанное в нем имеет статус рекомендаций и лучших практик.
- Starting Up Project. Начало проекта. Задействованы стратегический уровень управления (директор проектов) и ежедневный (РМ). Анализируем бизнес, план на проект, план на 1-ю фазу. Утверждаем план и проект.
- Initiating Project. Инициализация проекта. Определяем иерархическую структуру продуктов и т.п. Выполняется исключительно на уровне управления РМа.
- Directing a Project. Проходит через весь жизненный цикл проекта. Выполняется на стратегическом уровне. В том числе именно тут принимаются решения при выходе каких либо критериев за определенные им рамки (то есть эскалация с уровня РМа выше)
- Managing a Stage Boundary. Управление фазами и их границами. Выполняется на уровне РМа
- Controlling a Stage. Контроль фаз, их выполнения. Основная задача РМа. Выполняется на протяжении каждой фазы.
- Managing a Product Delivery. Управление продуктом и его выпуском. Создание компонентов продукта в соответствии с планом. Выполняется на уровне выполнения (тим лиды и т.п.)
- Closing a Project. Закрытие проекта. Выполняет РМ. Но это не обязательно закрытие в конце последней фазы. Закрытие может произойти и на промежуточных фазах (если например изменились потребности бизнеса).
Вот вкратце то, что было освещено на вебинаре.
Также еще рассказали кратко об экзаменах. В России экзамен не сдать. Думаю одного этого достаточно для того, чтобы махнуть на него рукой (экзамен, а не стандарт).
В целом вывод я для себя сделала такой - прочитать стандарт (на английском естественно) полезно для общего развития. Применение его в России - очень узкое (я всего пару раз встречала вакансии где бы упоминался этот стандарт).
Комментариев нет:
Отправить комментарий